Факты
- в настоящее время государственные общеобразовательные школы Берлина насчитывают 347 559 учеников;
- при этом существует около 32 000 вакансий учителей с полной занятостью;
- в 2023/2024 учебном году дефицит учителей составит 1460 штатных мест. Для сравнения: в начале текущего учебного года нехватка учителей в упомянутых учебных заведениях фиксировалась 973 местами;
- к 2030/2031 учебному году число учащихся увеличится примерно на 25 000 человек и составит 372 280 школьников. Ожидается, что к этому времени потребность в учителях возрастет на 2000 человек и составит 34 000 мест на полный рабочий день. Иными словами, в грядущее десятилетие число учащихся будет возрастать, а учителей – сокращаться.
Эти достаточно неутешительные данные содержатся в ежегодном отчетном докладе о численности учащихся в школьных заведениях и планировании потребностей в педагогических кадрах на среднесрочную перспективу в федеральной земле Берлин. Он был представлен на рассмотрение Сенату Берлина (Senat von Berlin) сенатором по вопросам образования, молодежи и семьи Катариной Гюнтер-Вюнш (Katharina Günther-Wünsch, Senatorin für Bildung, Jugend und Familie).
В документе нашли своё отражение причины создавшейся ситуации, которая, к слову, свойственна многим федеральным землям Германии на данный момент. Наиболее острой и щекотливой является выход на пенсию учителей или их нередкий переход на государственно – административную службу.
Справочно
Учителя в Германии обладают статусом государственного служащего. С получением определенных социальных льгот и соответствующей зарплаты (зависит от квалификации, стажа, региона, статуса). Эта категория учителей в Германии наиболее многочисленная, они работают на фиксированной ставке и получают стабильный социальный пакет. Иная категория – учителя, работающие по найму. Они не получают социальных гарантий, их зарплата определенно меньше.
По оценкам специалистов в федеральной земле Берлин к 2031 году около 40 000 человек будут вынуждены оставить свои рабочие места по возрасту и уйти на пенсию. Существенным образом это коснется и учителей государственных школьных заведений.
В упомянутом отчете сформулированы концептуальные предложения с целью «переломить» чрезмерно негативную тенденцию в этом аспекте. Или, по крайней мере, определенным образом «смягчить» последствия имеющейся проблемы.
К ним можно отнести, например: «предоставление директорам школ большего набора инициативных возможностей, на основе которых они могли бы самостоятельно принимать оптимальные решения по затруднительным проблемам, возникающим непосредственно в своей школе». Поскольку эти проблемы порой несхожи и разновелики по своему содержанию,
Среди других предложений:
- активное распространение практики привлечения учителей по одному предмету (одной из особенностей среднего образования в Германии является обязательное ведение учителем минимум двух преподаваемых в школе предметов);
- ускоренное признание иностранных дипломов по профилю – учитель (педагог);
- широкое внедрение на должном уровне дуального обучения (курсы);
- корректировка требований при привлечении учителей, работающих по найму (при этом подразумевается и изменение бюджетных расходов на персонал);
- по возможности – вовлечение в школьный учебный процесс вышедших на пенсию учителей, а также студентов педагогических факультетов ВУЗов к работе в школах в формате дополнительного заработка (Nebenjob).
Указанный отчет должен быть передан в Палату представителей Берлина (Abgeordnetenhaus von Berlin) для рассмотрения и принятия соответствующего решения по нему.
Изображение от Freepik