11 сентября в Berliner Festspiele в рамках 18-го международного литературного фестиваля состоялась встреча с российским писателем Владимиром Сорокиным. В Берлин съехались более 200 литераторов из 50 стран мира. Открыла фестиваль 5 сентября Ева Менассе (Eva Menasse) (Австрия / Германия) и российский пианист Игорь Левит. В фестивале участвуют авторы, получившие в разные времена литературные премии за свои романы, переведённые на немецкий язык.
Владимира Сорокина называют самым значимым современным писателем России, самым острым критиком политической системы власти. Он не только писатель, но и сценарист, драматург и художник. Один из наиболее ярких представителей концептуализма и соц-арта в русской литературе. Сорокин посвятил свою новую книгу «Белый квадрат» находящемуся под домашним арестом режиссёру Кириллу Серебрянникову. Вместе с художником Иваном Разумовым они представили эту пьесу (так называет новое сочинение сам автор) немецкой общественности. Чтение в малом зале Berliner Festspiele с переводом на немецкий и воспроизведением иллюстраций на большом экране собрало молодую публику Берлина.
Правда, вряд ли вся эта публика, так стремящаяся к общению, хорошо знакома со всем литературным творчеством писателя. А это уже более 10 романов, киносценариев и пьес. Многие из них нашумели так, что заставляют говорить об авторе, как о человеке из какого-то нового и неизвестного пространства. Он всё видит через белый квадрат, как в своё время через чёрный квадрат видел Малевич. Его романы «День опричника», «Сахарный Кремль», «Тридцатая любовь Марины», «Норма», «Голубое сало», «Лошадиный суп» и другие, предполагают, что их будут читать думающие люди. И вот теперь – «Белый квадрат» - новый сборник рассказов, который вышел в свет и поступил в продажу 27 августа этого года в России.
К Сорокину очень трудно подобраться. Хотя он живёт в Берлине, в Шарлоттенбурге. Но на встрече, как ни странно, он был достаточно открыт и общителен. И если бы не примкнувшие к нему «сопровождающие», явно ответил бы на большее количество вопросов. И всё-таки интервью получилось. Ответы на два вопроса удалось «вырвать».
- Почему вы обратились к живописи?
«Чтобы не впасть в рутину жизни и к тому же это моя первая профессия».
- Общаетесь ли вы с русскими писателями?
«Общаюсь в основном с немецкими, а русских писателей в мире становится всё меньше. Сейчас не время литературы».
- Вас считают предсказателем?
«Самое интересное, что никто не знает, что будет в обозримом будущем».
Неслучайно ведущий встречи, который читал тексты нового сборника, с самого начала обратился к публике с вопросом: «Что собой представляет Россия?» А ответил на этот вопрос сам Владимир Сорокин: «Россия всегда связана с борьбой за выживание, за бизнес»… «Россия – это бабушкины пироги и песня»… «Россия – это вошь» … «Замороженная Россия». «Это же не я все-таки придумал. Все говорят о политической зиме. В книге я хотел передать запах этого ледника»... «Для меня Россия – это пещера со сталактитами и сталагмитами» и так далее.
Сборник «Белый квадрат» — книга злая и беспощадная. Девять рассказов (по сути маленьких пьес, зарисовок) с бескомпромиссностью показывают, как наше (советское, российское) прошлое обусловило наше настоящее. Как советские инженеры, журналисты и чекисты (а также их дети и внуки) стали нашими современниками, коллегами, соседями, нами самими.
«Белый квадрат» - политическое ток-шоу, в котором участвуют четыре героя. Это воспроизведение процесса российского суда, где явно доминируют «мёртвые души» и читается ассоциация с процессом над Кириллом Серебрянниковым. Эта пьеса в том числе о том, как слаб человек перед государственной машиной. По словам Сорокина души адвокатов, как это ни странно, ещё живые. А вот общество уже умерло… Писатель очень надеется, что дело Серебрянникова в итоге разрешится его выходом на свободу.
Действие полно сюрреализма: по залу разносят наркотики медсёстры. Стол, за которым сидят участники ток-шоу вдруг превращается из белого в кроваво-красный. Оказывается само понятие «белый квадрат» означает на наркоманском сленге – доза. Итак, всё есть наркотик по мнению Сорокина: это и телевидение, и политика, и непредсказуемая русская жизнь.
Вот кусочек текста из новой книги:
«Здравствуйте! Вас приветствует программа «Белый квадрат». Сегодня мы поговорим о России. Наша великая, фантастическая и во многом непредсказуемая страна, которая, как пелось в песне, «веками непонятна чужеземным мудрецам», закономерно продолжает вызывать вопросы не только у этих, мягко сказать, мудрецов, но и у наших соотечественников. Один мой старый приятель недавно признался, что, прожив сорок с лишним лет в России, — представляете? — так и не понял, что у нас за страна.
Причем человек он православный, патриот, интеллектуал, глубоко знающий нашу историю и культуру. Речь идет вовсе не о государственном строе. Каждый школьник знает, что Россия — федеративное, демократическое государство, с президентом и парламентом. Но какой образ вызывает наша страна у нас? На что она похожа? Какие ассоциации вызывает? У каждого этот образ — свой. Уверен, что у многих эти образы совпадают. У некоторых — нет. И вовсе не только у пятой колонны. Это лишний раз подтверждает ту самую загадочность России»…
Когда-то Сорокин начинал с рассказа, в котором влюбленный в своего учителя советский школьник со смаком поедал его кал, а парочка юношей после комсомольского собрания, грызла отрубленную человеческую челюсть. Такого "фола" (английское foul- нарушение правил) в русской литературе еще не было. Это было не "на грани фола", а уже за гранью. Вот такой он, обыкновенный и необыкновенный Сорокин. Таким мы увидели его на днях в Берлине.
Галина Ермонская
Мария Герн