За 25 лет израильский колледж Tel-RAN выпустил более 1000 программистов и тестировщиков. Сейчас они работают в компаниях Intel, IBM, Visa, SAP, HP и в сотне израильских стартапах. Ведь Tel-RAN — это не просто курсы, а целый бизнес-акселератор, поддерживающий русскоязычные стартапы. В октябре колледж откроет свои двери в Берлине – европейской столице стартапов.
Мы встретились с руководителями учебного заведения Игорем Королём и Денисом Боварным, чтобы поговорить о перспективах работы программиста, мифах связанных с этой работой и о том, почему она так подходит именно русскоязычным эмигрантам.
— Расскажите, пожалуйста, про ваш колледж. У вас такой интересный концепт – вы даете русскоязычным людям возможность освоить интересную и высокооплачиваемую профессию.
Игорь Король: Колледж Tel-RAN был основан тогда, когда в Израиль приехали большое количество эмигрантов из бывшего Советского Союза. Колледж занимается переподготовкой людей в сфере hi-teсh. В основном это программисты и тестировщики программного обеспечения. Дело в том, что когда люди приезжают в другую страну, они не знают языка или знают его очень плохо, поэтому они часто не находят себя в новой стране. Возможно, пугаются новой среды, ментальности и наша задача – помочь им. Дать возможность освоить новую высокооплачиваемую профессию. Причем на родном языке и при этом получить необходимый набор профессиональных терминов на английском языке. Мы все это проходили в Израиле. Приведу пример: эмигрант приезжает в страну, через полтора-два года заканчивает курсы и устраивается на работу в компанию hi-teсh, получая там около 5000 евро. Поверьте, он становится полноценным гражданином страны и чувствует себя равным среди равных. Он понимает, что он не второй сорт, а человек, который нашел себя. Вот это мы и хотим предложить людям в Берлине.
Игорь Король Tel-RAN
— А как вам пришла идея открыть Tel-RAN в Берлине?
Игорь Король: Вся история началась с того, что к нам обратились из HR-агентства в Берлине и прислали заявку, что если у нас есть какие-то программисты, то мы будем рады видеть их. И тогда мы решили посмотреть, что происходит сейчас в Берлине и выяснили, что ситуация абсолютно похожа на ту, что была когда-то в Израиле. Во-первых, в Берлине очень много русскоговорящих эмигрантов, более 130 тысяч. И это люди с огромным потенциалом, люди с мозгами, которые в состоянии освоить профессии hi-tech. Просто пока они еще не знают профессию программиста. А во-вторых, развитие hi-tech в Берлине очень плотное. В городе около 2000 стартапов и востребованность программистов и тестировщиков огромная. Только на сегодняшний день на одном лишь сайте по поиску работы предлагается около 670 вакансий программистов. И зарплаты работников IT для самых начальных позиций от 40 000 до 70 000 евро в год. И эту нишу мы хотели бы заполнить русскоязычными эмигрантами, которые находятся в Берлине.
— Многие считают, что программирование — крайне сложная профессия и, если с математикой в школе было плохо, то про программирование можно забыть. Как развеять эти мифы и преодолеть страхи?
Игорь Король: Вы абсолютно верно сказали. Дело в том, что существует несколько мифов и они стойкие. Один из них, что программист должен быть очень серьёзным математиком. Это не больше, чем заблуждение. У меня опыт работы программирования более 25 лет и я вам скажу так, программист – это человек, который должен обладать логическим мышлением. Без логики программиста не существует, а вот математика вполне может быть на школьном уровне, даже не говорю про ВУЗ. И тут стоит отметить, что логика присуща людям не только технических профессий. Вот недавно к нам пришла учиться девушка, в прошлом — профессиональная балерина. А до неё была выпускница – мастер спорта по художественной гимнастике. Много юристов, экономистов и они, начиная учиться, понимают, что суть вовсе не в математике, а в том, что должен быть определенный склад ума и логическое мышление. Оно может быть у любого человека.
Есть ещё один стойкий миф, что в программировании должны работать только мужчины, а женщины — нет. Это страшное заблуждение! Масса девушек работает в программировании в Израиле, а тестировщики программного обеспечения — это, вообще, превалирующая профессия для женщин. Они работают ничуть не хуже, а может и лучше.
— Думаю, для женщин эта профессия очень привлекательная, можно работать удаленно, не отрываясь от семьи, даже, например, в декрете.
Игорь Король: Да, это очень подходящая женщинам профессия: у многих есть семья, дети, они очень этим заняты, а удаленная работа для этих профессий само собой разумеющееся. Есть целая армия фрилансеров, которые работают, даже не выходя из дома: ты можешь сидеть, проверять код или писать программы и будешь также эффективен, как, если бы ты пришел в офис. Поэтому эта профессия так привлекательна для женщин.
— А что делать с мифом о том, что на программиста нужно учиться годы и желательно в университете? Как вы успеваете за такой короткий срок подготовить специалистов? В чем секрет?
Игорь Король: Мы обучаем несколько раз в неделю, по вечерам, без отрыва от работы, потому что человек должен зарабатывать себе на жизнь. Плюс идет поддержка онлайн. Система обучения у нас особенная. Наш главный принцип – обучение через практику. У нас нет нудного чтения теории, а потом 5-минутная практика, у нас идет в обратном порядке: теория по ходу практики. То есть мы должны человека практическим образом научить программировать или тестировщика проверять. Дело в том, что программирование, это очень прикладная область, и мы стараемся подготовить программиста „под ключ“, который придет в компанию и сразу может работать. Для этого мы используем дружественные нам стартапы. Их много и в Берлине. Стартапам всегда нужны рабочие руки программистов. Выпускник получает стаж в хорошем проекте, а стартап — разработку проекта бесплатно или за небольшие деньги. Это может быть проект на 3-4 месяца, но за это время программист и тестировщик набирается опыта, чтобы сразу найти свою первую работу, а может и дальше оставаться в стартапах. Наш берлинский колледж откроет двери в этом октябре, а запись на курс идет уже сейчас.
— Игорь, вы говорите дружественные стартапы, но я знаю, что у вас есть свой собственный бизнес-акселератор, менторы. На мой взгляд, вы довольно скромно себя называете «курсами». Расскажите подробнее, эта тема очень интересует берлинскую публику.
Игорь Король: Совершенно верно. Второе направление нашего колледжа – это развитие стартап-движения для русскоязычных эмигрантов. Приезжает много светлых голов, у которых есть хорошие идеи, поэтому мы при колледже открыли свой стартап-акселератор. Мы набираем туда стартапы, которые получают полную поддержку в плане бизнес-развития, маркетинга, как построить стартап, с чего начать, как найти инвестиции и, кроме всего прочего, они получают разработку продукта нашими выпускниками. То есть они помогают друг другу. В итоге стартап, вышедший из нашего акселератора, выходит с минимальным, но готовым продуктом. Эта особенность, которой нет нигде. Ни в одном стартап-акселераторе в Израиле и, думаю, в Германии тоже. Ну, а потом стартапы, которые развиваются, могут уже взять на работу этого программиста. Ведь он стоял у истоков разработки и было бы логичнее взять в команду именно его. Так хотелось бы сделать и Берлине.
— Правильно ли я поняла, что ваши выпускники не всегда устраиваются в крупные компании в тот же Intel, их больше интересует и привлекает стартап-движение?
Игорь Король: Сказать точно, сколько процентов выпускников устраиваются в крупные компании, а сколько в стартапы, сложно. Но примерно 20 % работают в крупных компаниях, начиная от немецкой SAP, которая напрямую работает с нами, а 80 % идут в стартапы.
Денис Боварный Tel-RAN
— Получается, спрос на программистов в Берлине огромный, а конкурентов у вас нет?
Денис Боварный: Да, как ни странно, конкурентов нет. Почему-то это направление для русскоязычных даже не зародилось. Нам проще это делать, потому что мы весь этот путь прошли в Израиле. Мы знаем, как устроить на работу русскоязычного человека, что ему нужно дать. А в Берлине — непаханое поле. Объём работы огромный, людей русскоязычных масса, а это потенциал. Им просто надо дать инструмент, который даст возможность жить на высоком уровне.
— Думаю, это связано с тем, что Берлин хоть и называют европейской столицей стартапов, но он всё-таки относительно недавно таким стал. Особенно в сравнении с Израилем. Так что вы будете стоять у истоков.
Игорь Король: Да, мы будем на заре. С 2011 года до 2015 года в Берлине появилось 1500 стартапов. И если в Израиле так было с середины 90-х годов, то в Берлине с задержкой на 15 лет. Но сейчас их уже более 2000 и это тренд. Компаниям нужны люди. В Израиле я знаком со многими руководителями компании от НР до маленьких стартапов, и они просто плачут – так не хватает работников, хороших голов и рук. И точно такая же история и в Германии.
— Расскажите поподробнее про само обучение. Как долго длится курс?
Денис Боварный: Цикл подготовки программиста и тестировщика довольно длительный. Недоучки не нужны. Обычно цикл идет поэтапно. На первом этапе мы набираем людей, которые не могут определиться куда пойти: на программиста или на тестировщика. Они учатся вместе примерно 2,5 месяца два раза в неделю. За это время они учатся писать программы на базовом уровне и потом уже делают выводы – куда идти дальше. Они могут пойти в программирование, но если почувствовали, что программирование идет тяжеловато, то могут пойти в тестировщики. Это тоже очень востребованная профессия. Потом мы уже учим программированию на языке Java, веб-программированию и разработке мобильных приложений. Эти программисты сейчас самые востребованные. На программиста учим примерно один год, 2 раза в неделю с домашними заданиями, потому что нужно набивать руку дома. На тестировщика обучаем 10 месяцев.
— Расскажите про тестировщиков. Некоторые, наверное, никогда не слышали о такой профессии. Помню, я была очень удивлена, когда узнала, что в смете на разработку любого приложения в ApplеStore 30% средств закладывается на тестирование.
Игорь Король: Да, сегодня ни одна программа, которую выводят на рынок, не может быть без этапа тестирования. На тестирование закладываются хорошие бюджеты, поэтому тестировщиков нужно много. На 10 программистов, как правило, нужно от 3 до 7 тестировщиков. Это абсолютно массовая профессия. И при этом на сегодня нет ни одного высшего учебного заведения, которое бы готовило тестировщиков. Поэтому их готовят только на курсах. Так что абсолютно у всех есть шанс освоить эту стезю. В отличие от программистов, которые должны творить и создавать код, тестировщик должен иметь терпение и педантичность, чтобы найти все огрехи программы, который программист создал.
— А какими качествами, кроме логики, должен обладать программист или тестировщик?
Игорь Король: В первую очередь поверить в себя и сказать „смогу“. Мотивация должна быть, усидчивость к точным наукам. Надо понимать, что придется много тренироваться и потом уже логическое мышление.
— Ну, раз вы говорите много тренироваться, то именно поэтому хороших успехов в программировании добиваются спортсмены и балерины?
Игорь Король: Абсолютно верно. Именно такие люди, которые с детства занимались кропотливым трудом — балетом, спортом, музыкой, находят себя в программировании. Ты должен неустанно совершенствоваться. Осваивать всё новое. Вы знаете, как hi-tech несётся вперед? В год — 2-3 новые технологии. И ты просто обязан держать руку на пульсе. Это твоя квалификация, заработная плата и, соответственно, твой уровень жизни.
Получить подробную консультацию и записаться на курсы вы можете на сайте http://www.tel-ran.de/
Мария Волкова